Латентность плотности углеводородов. Плотность нефтепродуктов

Эта статья будет более интересна тем,  работает с нефтепродуктами. Для понимания, в конце статьи есть пояснение терминов. Латентность плотности ГСМ это не просто зависимость плотности от температуры. Спасибо Андрею Владимировичу за данную публикацию.

Плотность нефтепродуктов латентна

Как известно, плотность нефтепродукта напрямую зависит от его температуры. Так литр одного и того же бензина налитый летом (проба №1) может весить 760 грамм, а налитый зимой (проба №2) может и 800. Соответственно автомобиль проедет на пробе №1 10 км, а на пробе №2 11 км. Так же и на складах ГСМ учет ведется в неизменяемых килограммах, что по идее должно обеспечить учет количества ГСМ при любой температуре. На практике так и происходит. Есть только одно НО.

Смесь нефтепродуктов, а именно одна марка, но от разных производителей, (естественно имеющих разную плотность), смесь жидкостей имеющих даже одинаковую и неизменную температуру, после тщательного смешения принимает расчетную плотность не сразу, а спустя длительное время, иногда превышающее нормативы правил отбора проб ГСМ.  

Существенное запоздание происходит при смешении различных видов нефтепродуктов, имеющих различную или одинаковую температуру. Так смешение дистиллятов, присадок, бензинов в одной емкости не позволяет выяснить плотность смеси во временных пределах нормативной документации.

То есть вес одной отобранной пробы, даже объединенной, с неизменной массой и температурой меняется в течение длительного времени после отбора. При изменении температуры нефтепродукта в резервуаре (особенно малой емкости), плотность нефтепродукта (даже в объединенной пробе) не соответствует расчетной температуре сразу, а только спустя несколько часов.  То же относится и к отобранной пробе нефтепродукта, для проверки плотности в условиях лаборатории.

Расскажу про один из сотен, а может и тысяч, наблюдаемых мной случаев латентности плотности. По претензии потребителя, отслеживал весь путь движения ГСМ от резервуара отправителя, до резервуара получателя пятью автоцистернами. На складе получателя материально ответственные работники могли списать недовоз нефтепродуктов в пределах погрешности до 3 кг на тонну. Все что превышало эти цифры, считалось недостачей, и вычитывалось из заработной платы сотрудников по закупочной цене. Излишки при этом, просто приходовались, без поощрения.

Налив

К проверке подошли серьезно. Использовали высокоточный электронный погружной плотномер. Замеры плотности дублировали ареометрами отправителя и получателя. Перед наполнением автоцистерны (А.Ц), в резервуаре, который не работал 2 суток, плотность замерена и масса известна. Производится налив в А.Ц., замер плотности («приведенная» плотность легче на 0,4%, масса, естественно, посчитана и стала меньше!). Далее внимательно следуем за автоцистернами до потребителя. Пять сотрудников ИТР распределены в каждой машине. Сверху смотрит ГЛОНАСС.

Приемка

Приезжаем. Отстаиваем. У потребителя входной контроль показал те же недостающие 4 кг. на тонну, при пересчете температуры. Сливаем в резервуар. И так 5 автоцистерн, более 100 тонн ГСМ. Пломбируем заполненный резервуар, поворачиваем камеры видеонаблюдения на ЛЗ, задвижки и сифон, оставляем до утра следующего дня.

Утром комиссионно замеряем, и получаем “приведенную” плотность ГСМ, соответствующую самому первому замеру в резервуаре отправителя. Все сошлось. Почему? Ответ — Латентность. Плотность, замеренная сразу после наполнения, будет легче, чем плотность продукта в состоянии покоя. Я был уверен в результатах эксперимента, потому что сталкивался с этой проблемой не один десяток лет.

Только после вхождения углеводородов внутрь емкости автоцистерны и успокоения колебаний и движения ГСМ, можно замерить реальную плотность. Процесс уменьшает приведенную плотность. Процессом может быть вибрация, послойное перемешивание, смешение разных партий одного ГСМ, конвективное движение ГСМ внутри резервуара при изменении температуры его стенок или расслоения.

Данный вопрос я задавал преподавателям РГУ Нефти и Газа им Губкина в Серпухове, на КПК. Ответа не получил.

Глоссарий, для общего развития.

“Плотность”: Количество вещества в определенном объеме. Плотность нефтепродуктов находится по формуле: масса, разделенная на объем, равняется плотности

Проще говоря, сколько в литре килограмм. Например, плотность (удельный вес) 0.850, значит вес 1 литра = 850 грамм. Измерить плотность нефтепродукта можно ареометром или денсиметром, работающим по закону Архимеда. Ареометр (денсиметр) погружается в нефтепродукт (как поплавок со шкалой) на глубину, равную величине плотности. При нагреве нефтепродукта, поплавок (ареометр) погрузится, при охлаждении всплывет.  При нагреве нефтепродукта — его плотность уменьшается, объем увеличивается, при охлаждении — увеличивается плотность, но объем уменьшается.

“Приведенная плотность: плотность, рассчитанная по формуле, при стандартной температуре. Например, при 20ºС или при 15ºС.  Для точного вычисления массы углеводородов (и не только), имеющих температуру отличную от стандартной, применяют “приведенную плотность”. Умножая плотность на объем, получаем массу исследуемой жидкости.

“Объединенная проба”: Проба, состоящая из смеси проб нефтепродукта, отобранных из резервуара с разных точек, уровней (с разной глубины) в определенной пропорции.  Подробнее о плотности.

 Не утверждайте “невозможно”, признайте – не изучено. 

Руководитель отдела логистики нефтепродуктов НБКЯ, преподаватель курсов повышения квалификации руководителей и ИТР нефтебаз “ЦНТИ Центра Научно Технической Информации Прогресс Санкт Петербург – Новосибирск”, Матракшин А.В.

Leave a Reply